ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ НАСЛЕДНИКОМ ДИНАСТИИ ЦИН?
Думать, что «Поднебесная - главная держава в мире, а все окружающие - ее сателлиты» - это то же, что германцы, турки и русские объявили себя правопреемниками Римской империи. Это не соотвествует международному праву и крайне сомнительно с политической, социальной и культурной точки зрения.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ НАСЛЕДНИКОМ ДИНАСТИИ ЦИН?
С XVII века чжурчжэни стали набирать силу. По мере того, как они набирали силу,их целью становится завоевание Китая. Этот народ в период династии Юань был её вассалом, и не проявлял себя в течении 500 лет после Чингисхана. Но в XVII веке настало их время: у них также были древние военные традиции. Чжурчжэни ещё в VIII веке создали сильное государство Бохай, а в XII веке захватили Северный Китай, где основали династию Цзинь (Золотую), захваченную Чингисханом.
Династия Мин в XVII веке находилась в состоянии хаоса. Однако с небольшой армией чжурчженей справиться тона могла:чжурчжэням не хватало лошадей - самого важного оружия кочевников. Их было с избытком только у монголов. Чжурчжени могли завоевать Китай, только вступив в союз с монголами. Однако Монголия была раздроблена и не имела единой власти, причём различные монгольские группы враждовали между собой.
Нурхаци, объединивший чжурчжэней, искал способ привлечь монголов на свою сторону. Он однажды сказал монгольским князьям: «Корейцы и китайцы имеют разные языки, но их одежда и образ жизни одинаковы. Точно так же у чжурчжэней и монголов языки разные, а одежда и условия жизни -одинаковые». Чжурчжэни были вассалами династии Мин и использовали китайские иероглифы. Нурхачи объявил, что он обратится в тибетский буддизм, официальную религию монголов, и примет уйгурское письмо, используемое монголами. После смерти Нурхаци его сын Хун Тайцзи (Абахай) воспользовался внутренними распрями монголов и стал заключать с ними союзы. Последний монгольский хан Лигден воевал с Хун Тайцзи, но после его смерти сын принес чжурчженьскому владыке нефритовую печать Хубилая, поэтому Хун Тайцзи объявил себя ханом Монголии. В 1636 году он без войны присоединил Внутреннюю Монголию. Хун Тайцзи умер незадолго до завоевания Пекина и основания династии Цин, но первым императором этой новой династии стал его сын от жены-монголки. У кочевой знати установление родственных связей символизирует союз государств. Когда Чингисхан был могущественным, число принцесс, принесших ему новые земли, достигало 500. У женщины особая роль в кочевой семье, поэтому невестка сильно влияет на политику правительств - таких примеров много.
Хун Тайцзи придавал большое значение родству с монголами. Племя айсингоро в Маньчжурии часто обменивается невестами с племенем борджигин в Монголии. Хун Тайцзи давал монголу, женившемуся на маньчжурке, титул Эфу. Однако жениться на китаянках монголам и маньчжурам закон запрещал.
Исследователи по-разному объясняют, откуда появилось неизвестное название «Маньчжурия». Есть версия, что оно было взято от племени Манджу, согласно другой – произошло от имени богини Мандширы. И то, и другое сомнительно. Вероятно, термины «монгол» и «чжурчжэнь» были сокращены и слиты в единый термин «маньчжу». Полное название уже не чжурчженьской, а маньчжурской империи Да Цин интерпретируется как китайское слово, обозначающее Великий Цин, но вероятно, что оно восходит к монгольскому слову «Дайчин» - «активный, мужественный, воинственный».
Империя Цин в 1820 г. и её вассалы (отмечены коричневым цветом)
Маньчжуры захватили Пекин в 1644 году, а к 1683 году завоевали весь Китай. Еще при правлении Нурхаци, отделившись от китайской империи Мин, чжурчжени (они еще не назывались маньчжурами) назвали новую династию «Поздняя Цзинь» в память о чжурчженьской династии, владевшей Северным Китаем столетиями раньше. Между 1644 и 1683 годами маньчжурская империя Цин не владела Южным Китаем – там правила китайская династия Южная Сун, наследница империи Сун, сопротивлявшейся монголам при Чингисхане. При завоевании Китая маньчжуры действовали совместно с монголами (Хун Тайцзи, женившийся на монгольских аристократках, объявил себя наследником династии Юань. В истории, особенно среди кочевников, было немало случаев, когда зять царской семьи правил от имени семьи супруги. Зять по-монгольски - «гур». Гурами были Хучлуг, возглавлявший Западный Ляо, и Тамерлан. Русский царь Годунов любил гордиться своим татарским происхождением. Первый цинский император был маньчжурско-монгольским владетелем - так как он был связан с родом Хубилая, то он тоже своего рода гур-хан!
Хун Тайцзи знал историю, и понимал, что, даже если маньчжуры подчинят себе весь Китай, то однажды они могут быть изгнаны китайцами - нет вечной силы. Поэтому, согласно указу основателя Маньчжурской империи, изданному в 1636 году, «если династия Да Цин погибнет, вы (монголы) будете продолжать существовать по своим прежним законам». Если говорить современным языком, то это означает, что монголы связаны с маньчжурской империей Цин союзом,и будут входить в ее состав, пока существует империя.
Династия Цин считала себя преемницей монгольской династии Юань. В 1757 г., после разгрома Джунгарии, вассалами Цин были Китай, Монголия, Тува, Восточный Казахстан, Киргизия, Корея, Вьетнам, Бирма. Благодаря государственной системе китайского образца, развитию и расширению торговли экономика стабилизировалась, а население росло. К 1800 году общая площадь маньчжурско-цинского государства составляла 13 млн. кв. км. (размер современного Китая составляет 9,2 млн. кв. км.), а его население достигло 300 миллионов человек, что составляло тогда одну треть населения мира. В этой ситуации маньчжурские власти понимали, что, если они будут открыто оскорблять китайский народ, отрицать его историю, игнорировать его национальную культуру и традиции, им, как и династии Юань, предстоит короткая жизнь.
С одной стороны, они даровали монголам и маньчжурам больше прав, чем другим народам, устанавливали для них особые права и неприкосновенность, покровительствовали своим дворянам и почти не вмешивались во внутренние дела Маньчжурии и Монголии. Было установлено, что только представители этих двух наций будут занимать должности в государстве. Однако публично об этом не заявлялось, а делалось незаметно: маньчжуры не хотели открыто притенять китайцев и представителей других национальностей. В этом они отличались от Юань. В императорский дворец китайцев не пускали (только монголов и маньчжуров), но это не афишировалось. Китайцы могли ездить в Монголию и Маньчжурию и торговать там, но для этого требовалось специальное разрешение. За самовольный въезд высылали и наказывали.
Хотя маньчжуры правили государством, китайцы в целом терпели «дикарей», потому что традиционная китайская государственная машина работала так же, как прежде. Обычаи, традиции, символы и религия оставались прежними. Однако, когда пришло время, и наступил кризис, восстание тайпинов дало понять, что китайцы готовы сказать: «Император и династия не наши. Это иностранные захватчики».
По Айгунскому договору 1858 года земли вокруг рек Амура и Уссури, исконные маньчжурские земли, присоединялись к России - бывшая Внешняя Маньчжурия стала называться Амурской областью. Внешняя Монголия также была запретной для китайцев территорией с такими законами. Ослабленной империи Цин оставалось уберечь оставшуюся территорию от иностранного вторжения только заселением малолюдных Маньчжурии и Внешней Монголии. Поэтому пришлось отказаться от запрета, и безземельные крестьяне из Шаньси, Хэбэя и Шаньдуна хлынули туда. В Маньчжурии почти не было земледелия, но знатные феодалы, владевшие большей частью земли, стали сдавать землю в аренду бедным китайским земледельцам. Маньчжурия была заполнена китайцами на несколько лет. Таким образом, к середине XIX века 80% населения стали ханьцами. Вот почему китайцы ассимилировали маньчжуров.
Империя Цин и потерянные ею во II-й половине XIX - начале XX веков территории
Первая и Вторая опиумные войны, восстание тайпинов, восстание боксеров, восемь союзников, оккупировавших Пекин, показали, что средневековые маньчжуро-монгольские воины сражаются хуже китайских солдат, а политика маньчжурского правительства ошибочна. Китайцы поняли, что пришло время уничтожить варваров: династия Цин приходила в упадок. Воспользовавшись восстанием тайпинов, русские заняли бассейны Амура и Уссури, французы отделили от Китая Вьетнам, а ранее вассальная Бирма была захвачена англичанами. В 1895 году японцы завоевали Корею, давнего вассала Китая, и аннексировали остров Тайвань. Но почему-то китайцы после Синьхайской революции заявляли, что Монголия, Тибет и уйгурские земли Китай унаследовал от династии Цин, но не утверждали этого же в отношении Вьетнама, Бирмы, Кореи и Внешней Маньчжурии.
В 1907 году китаец Сунь Ятсен опубликовал свой манифест революционной организации под названием «Тунмэньхуэй» («Объединенный союз»), декларировавший три принципа: национализм (свержение династию Цин); народовластие (учреждение республики) и улучшение жизни людей (равноправие).
Объясняя принцип национализма, он сказал: «Мы не ненавидим маньчжур. Но мы презираем тех, которые порабощают и оскорбляют нас».«Раньше маньчжуры были дикарями, кочевавшими на северо-востоке. В конце правления династии Мин маньчжуры воспользовались гражданской войной в Китае и оккупировали Пекин. Они убили миллионы мирных жителей и детей для подавления сопротивления китайцев. Маньчжуры навязали китайцам свои обычаи».
Создание республики и земельная реформа были идеями второстепенными, но идеология «Китай - для китайцев» привлекало массы. Сунь Ятсен сказал: «Двести шестьдесят лет прошло с тех пор, как маньчжуры вторглись в Китай. Любой китаец, даже маленький ребенок, сразу узнает маньчжура. В этом суть нашего национализма. Главная цель нашей революции -не дать маньчжурам править нами, разрушив наше традиционное государство. Мы должны свергнуть их и основать наше национальное государство».
Таким образом, китайцы не хотели наследовать династии Цин –напротив, они хотели положить конец маньчжурскому угнетению и создать настоящее ханьское национальное государство. Если маньчжурское государство было преемником династии Юань, то Китайская республика, возникшая после Синхайской революции, провозгласила себя преемником династии Мин.
После революции дискриминация маньчжур стала настолько широко распространена по всему Китаю, что многие маньчжуры начали скрывать свою этническую принадлежность, принимать китайские имена, разрывать связи с другими маньчжурами и вести закрытый образ жизни.
После основания Китайской республики массовые убийства в таких городах, как Кантон, Сиань, Нанкин и Ханчжоу, унесли жизни многих маньчжур, и из-за этого увеличилось использование китайских фамилий путем сокрытия их фамилий.
После японской оккупации Маньчжурии в 1932 году Маньчжурия перешла под контроль Японии. Однако четвёртая попытка возродить чжурчжэньскую нацию (Бохай, династии Цзинь и Цин, Маньчжоу-Го) потерпела неудачу, когда советская армия вошла в Маньчжурию в 1945 году.
Созданное японцами марионеточное государство Маньчжоу-Го (1932-45 гг.)
До 1952 года, когда китайское правительство официально объявило маньчжур национальным меньшинством, маньчжуры подвергались дискриминации. Считается, что за это время их количество сократилось вдвое. Только в 1952 году коммунистическое правительство Китая начало регистрацию маньчжур - в 1953 году их насчитывалось 2,5 миллиона человек. Резкое увеличение числа маньчжур (с 4 до 10 миллионов) в период с 1982 по 1990 год, по-видимому, связано с началом политики поддержки меньшинств правительством. С 1980-х годов китайцы начали интересоваться маньчжурской культурой. В провинциях Хэбэй, Гирин и Ляонин на северо-востоке Китая были созданы 11 маньчжурских автономных уездов. Это более низкая степень автономии, чем автономные районы, которые были предоставлены монголам, тибетцам, уйгурам, хуэй и чжуанам. При этом маньчжуры – самое многочисленное национальное меньшинство Китая.
Историческая преемственность любой страны – вопрос очень сложный. Древний Рим - яркий тому пример. Византия и франкское королевство Карла Великого объявляли себя наследниками Римской империи. А были ли германские племена - враги Рима, назвавшие себя Священной Римской империей, наследниками Рима? А турки, захватившие Константинополь? Русские, назвавшие свою страну себя «Третьим Римом»? Немцы называли своего короля Кайзером, русские – Царем; оба титула – «перевод» имени «Цезарь». Но делает ли это их преемниками страны Цезарей?
Что мы должны думать о сегодняшних независимых странах, которые приняли концепцию Срединного царства во времена династии Цин, использовали китайские иероглифы и ту же традиционную систему правления, и опирались на конфуцианство? В 19 веке вьетнамцы называли себя Срединной страной (Trung Quốc), а окружающие их народы считались варварскими. Даже Япония когда-то называла себя средней страной.
Китаецентристская идеология далека от европоцентристской, и она успешно привила эту идеологию своим гражданам. Кочевники - кидани и чжурчжэни - завоевывали Северный Китай (китайцы дали им названия династий Ляо и Цзинь). Хотя ханьское население при этих династиях было подчиненным, китайцы считали эти династии своими. Монголы и маньчжуры захватывали весь Китай и составляли меньшинство населения, но они тоже были преемниками китайской государственности, что является особым выражением китаецентризма. Кочевые династии, правившие Китаем, в отношении организации, структуры, состава,социальных и культурных идеалов и национальной политики сильно отличались от традиционной китайской цивилизации, таких как Тан, Сун и Мин, не говоря ужео более поздней Китайской Республики и сегодняшнего коммунистического Китая. Отличить эти концепции несложно. Думать, что «Поднебесная - главная держава в мире, а все окружающие - ее сателлиты» - это то же, что германцы, турки и русские объявили себя правопреемниками Римской империи. Это не соотвествует международному праву и крайне сомнительно с политической, социальной и культурной точки зрения.