Наш долгий разговор в дюнах начался с Географий. Это важный момент.

И предпосылка и основа  всего. Где родился и где жил, что чувствовал.

Балдоржиев гуай родился между берегами Оргон (Аргун) и Ононом мифическом  месте  монголов-дарлекинов и родовое место Борджигинов.

Эргунэ-кун (монг.: Эргүнэ Хун; фарси: ارگنه قون) — мифическая местность из генеалогической легенды в Сборнике летописей, в которой укрылись от врагов семьи прародителей монголов Нукуза и Кияна.

Миниатюра «Монголы покидают долину Эргунэ-кун» из персидской книги эпических поэм Ахмада Табризи «Шаханшах-намэ» (или Чингиз-намэ» — «Книга царя царей»). Британская библиотека, Лондон.

Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживающих доверия почтённых лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун — косогор, а эргунэ — крутой, иначе говоря, «крутой хребет». А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились.

По преданию, зафиксированному Рашид-ад-Дином, древние монголы разводили скот и плавили железо. С помощью гигантского горнаих потомки расплавили целую гору и нашли выход из труднодоступной местности. Среди вышедших из Эргунэ-Кун был и предок Чингисхана Бортэ-Чино.

По мнению Н. Н. Крадина и Т. Д. Скрынниковой, Эргунэ-кун стал центром политии, образование которой было связано со взаимодействием аборигенного населения (монголов) и пришедших на эту территорию тюрков с запада в результате распада тюркских каганато.

Учёными название «Эргунэ-кун» ассоциируется с рекой Аргунь, которую монголы называют Эргүнэ мурэн (Широкая река). Эргунэ-куном назывался, как полагает Л. Билэгт, находящийся на востоке нынешнего Забайкальского краяАргунский хребет. Согласно Б. Р. Зориктуеву, Эргунэ-кун располагался на месте впадения р. Мангу в Аргунь.

По мнению Б. Р. Зориктуева, монголы обитали в Эргунэ-кун во времена табгачской династии Тан. При этом уход монголов в Эргунэ-Кун обычно датировался VII—VIII вв. н.э., хотя Л. Билэгт называет другие даты ухода монголов в Эргунэ-Кун — 358 или 308 г. н. э.

Вот такое историческое справка о месте нахождения Забайкальского писателя

Балдоржиева Цэрэн-ханда.

Мысли которого во многом заставляют задуматься и искать смысле Монгольского Мира о ее Возрождений .

Начнём пожалуй наш долгий разговор в дюнах...


100 вопросов монголу СССР и России – Виктору Балдоржиеву

Постараюсь ответить. Но сначала о себе.

Балдоржиев Цырен-Ханда, родился 5 декабря 1954 года в 5-6 километрах от монгольско-российской границы в маленьком селении Адагай (Крайняя) ферма, ныне село Усть-Ималка Ононского района Забайкальского края. До 2016-2017 годов рядом с нашим селом плескалось большое озеро Баруун Торей, куда втекали реки Улз и Ималка. Озеро высохло. В 1920-х годах на берегу озера находился монгольской сомон Баруун Тарь, слившийся позднее с Дашбалбаром. Кстати, Усть-Ималка (Адагай ферма) сгорела в апрельских пожарах 2019 года, сейчас на его месте несколько новых домов. 

Имя дал Гэлэг-лама, вернувшийся в родные края из Красноярской ссылки в 1953 году. Перевод тибетского имени Цырен-Ханда на монгольский язык – Мөнх Наран. Если бы я жил в Монголии, то взял бы себе это имя. 

Виктором меня назвали при рождении ссыльные украинцы, жившие на нашей ферма. Отец учительствовал, имя его Балдоржи, русские и украинцы называли – Борис Доржиевич, а маму – Дулму – Дашей. Поскольку мы граждане России, то нас называли только русскими именами, которые закрепились в речевом обороте среды, хотя в паспортах значатся тибетские имена. Но мы – монголы. Под этим словом я имею в виду всех монголов.

Наши административно-территориальные единицы никогда не входили в национальные округа или республику, а потому мы жили и воспитывались среди самых разных людей, среда и школы были русскими. В итоге я стал русским поэтом, прозаиком, публицистом, переводчиком, хотя у меня не было такой мечты, и я не учился в каких-то специальных учебных заведениях. И даже не знал о них. Никогда не пытался самоутверждаться на каком-то поприще. Просто жил и творил, как позволяли условия и возможности, не обращая ни на что и на кого внимания. Видимо, это и было моим призванием.

В итоге: был членом Союза журналистов СССР, членом Союза писателей России, ещё каким-то членом и даже руководителем отделения Союза писателей России Читинской области. (В архиве – пачка красных удостоверений. Никуда не вступал, ничего не просил, сами давали.) Почему был? На сегодняшний день не считаю нужным находиться в каких-либо творческих и не творческих объединениях, тем более руководить ими, ибо всё в жизни имеет свои сроки годности.

Издал около 30 книг, большая часть которых продаётся в сети. Думаю, что столько или больше книг можно издавать каждый год, сеть и современные возможности позволяют заниматься литературой и изданием. 

Создал в интернете свои ресурсы, на которых и публикуюсь.

Кроме других наград и признаний, указом президента России награждён медалью А. С. Пушкина. Это признание общества и государства. Вообще, человек не должен нуждаться в стимулах, ибо, если он живой, то обязан быть вечным двигателем прогресса. В этом его счастье. 

Мой путь – путь одиночки… Теперь можно отвечать.

Ответы

1

- Во сколько лет Вы начали писать?

- Во-втором классе я принёс учительнице тетрадь, в которой написал сказку. Навсегда запомнил выражение лица и смех учительницы. Видимо, с тех пор понял, что литература – дело индивидуальное и показывать его надо только как свершившийся и необратимый факт.

2

- Когда Вы почувствовали себя поэтом, прозаиком, публицистом, переводчиком? Вас именуют в такой последовательности.

- Сколько помню, столько и сочинял на русском языке. Если бы родился в монгольской среде, то сочинял бы на монгольском. Виды и жанры литературы приходят со временем, по мере созревания. У меня это, видимо, родовое. 

3

- Значит, вас «подтолкнули» к писательству?

- Можно сказать и так. Моя родная тётя – Бутид Цыреновна Цыренова работала в Бурятском книжном издательстве корректором, как сейчас понимаю – исправляла. Она была первой женой писателя Даширабдана Батожабая, их дочь – Дарижаб Батожабай – моя двоюродная сестра, на два года старше меня. Она – городская девочка, я – деревенский мальчик. 

Нам было по 14 и 12 лет соответственно, когда она приехала к нам в гости и, почитав мою замызганную, всю в ошибках, тетрадку, стала рассказывать стихи Сергея Есенина, я остолбенел и зачарованно смотрел на неё снизу вверх. 

С того времени перечитал всё, что было у нас в школьной и сельской библиотеках. С этого же времени я перестал учиться (и не учился). Я стал читать и читаю до сих пор. Вся моя жизнь – добыча знаний и развитие мозговой системы с непрерывным и непременным её усложнением. Так развивается и усиливается синергия – взаимодействие органов чувств и знаний, их совокупная и естественная работа. Вместе это уже совсем другой, чем был раньше, организм, который меняется непрерывно. Не мастер делает дело, а дело создаёт мастера.

Поскольку с малых лет я писал стихи, то, естественно, на первое место вышла поэзия, за ней – проза, затем, по мере созревания, публицистика, а по мере общения со своими сородичами – и перевод. Примерно, от 18 до 36 лет и до сегодняшнего дня.

4

- Бурят-монгол, пишущий на русском языке, кто он? Русский писатель, бурятский писатель? В СССР и сейчас РФ?

- Недавно один мой знакомый, русский поэт, увидев, что я беседую с бурятами на бурятском языке, был потрясён. Он считал меня таким же, как и он, русским поэтом, но я всю жизнь считал и считаю себя монголом. Тем более, что это завет моего отца, он говорил, что, в первую очередь по рождению мы – люди, потом – монголы, затем – буряты. А по призванию?

5

- Очень интересно? Итак, что Вы скажете о призвании?

- Замечу, что призвание – это не профессия, хотя профессионализм обязателен в любом деле.По призванию же человек может быть кем угодно. В том числе и литератором. Но это – большая редкость, выходящая далеко за пределы этнического сознания и обогащающая это сознание, как писал В. И. Ленин, знанием всех тех богатств, которое выработало человечество. Значение, конечно, здесь условное, но суть понятная. Так вырабатывается академизм, так появляется ощущение тьмы веков за спиной, а воздух всегда насыщен информацией и знаниями. И это, слава богу, не от хорошей жизни. 

6

- И кем может стать бурят-монгол в таких условиях?

- В общем-то кем угодно. В нашем случае человек любой национальности, не только бурят-монгол, становится гражданином мира, которого обстоятельства вынудили находиться в русской или какой-нибудь другой среде с рождения, следовательно, он знает эту среду лучше её обитателей. Он обязан намного лучше их знать историю, язык, культуру среды, ведь варяг должен быть намного мобильнее и выше обитателей среды, видеть её изнутри и снаружи, иначе он или растворится в среде или его съедят. Он не делает себя таким, таким его делают законы эволюции, где трудности только закаляют.

7

- Таким может стать каждый бурят-монгол России?

- Нет, только единицы. Монгол или бурят-монгол, находящийся в своей этнической среде, таковым никогда не станет, а если и станет, то значительно позже, ибо он варится в своём мире, и там работают другие законы, он ограничен не только границами шаблонов мышления, но и границами республики или округа, где создаётся свой, национальный, микроклимат, строго контролируемый властями и режимом, хотя, на первый взгляд, никакого контроля не заметно, он кроется в образе жизни и мышления. Ведь всякая болезнь имеет накопительный характер и, зачастую, становится необратимой для лечения. 

Естественно, в таких образованиях будут перепевать самих себя и вряд ли обогатят друг друга. Первоначальное накопление духовного капитала – это, прежде всего, взаимодействие хотя бы равных, но разных возможностей на большим пространстве. Сначала – вражда, потом – примирение, потом – взаимообогащение. А дружба сразу, как в национальных образованиях России, – историческая фикция. 

Следовательно, свои миры в стратегическом плане могут обогащать их обогащённые представители. Остальные, не все, конечно, применяя тактические уловки лишь объедают и даже отравляют свой мир, задерживая его развитие, преклоняясь перед внешними силами, ибо они не равны им.

Но среди монголов вне республики и округов свободно мыслящих и развитых людей можно насчитать на пальцах. Ситуация у нас значительно хуже, чем в республике и округах. Там процесс исчезновения народа растянут во времени, а у нас – ускорен.

8

- А какие есть бурят-монголы или просто монголы в России?

- Первые – живущие в республике Бурятия, вторые – живущие в национальных округах, третьи – никогда не жившие в республике и округах. Я отношусь к третьим. 

Бурят-монголы, живущие в республике и округах в любом случае хоть как-то обласканы властями страны, у них могут быть национальные школы, кадры, культура, присутствующая на сценах и мероприятиях и т.д. и т. п.

Мы же – бурят-монголы, не входящие в национальные образования, жили и живём вместе с представителями всех народов страны, для нас нет никаких исключений, напротив – мы выживаем среди доминирующего большинства, русского, населения, а потому должны быть намного сильнее их, что заметно для умного человека. Кстати, мы более близки по менталитету к иркутским бурятам и хамниганам, которые в явном меньшинстве среди большинства.

Это естественные для любой империи процессы. 

И ещё, бурят-монголы вне республики и автономий, как правило, занимают лидирующие положения в обществе, в наше время именно они становятся или их ставят руководителями республики и округов.

9

- Чувствовали ли Вы себя гражданином великой державы СССР? Замечали ли чувство превосходства монголов СССР над монголами МНР, Внутренней Монголии и, вообще, над аборигенами?

- Мне повезло: я родился в СССР, но – почти в Монголии. Конечно, с малых лет нам внушали чувство величия, но дело в том, что семья и общество чрезмерно частыми попрёками и наказаниями очень рано пробудили во мне нигилизм, который не ушёл в отрицательную сторону, а напротив – развил мышление, отсюда стало развиваться обострённое чувство справедливости и аналитика. 

10

- Значит, Вы были не таким, как все, с рождения? Взгляд на Монголию тоже был другим?

- Конечно. Иначе зачем бы меня наказывали? Очень быстро я стал видеть то, что не видят или стараются не видеть другие: показуху и ложь системы, всё, что восхваляли и чем гордились люди, оказывалось не таким. Если люди плохо говорили о монголах и Монголии, я понимал, что таковы сами говорящие. Это детское понятие: кто обзывается, тот сам так называется. Такие процессы появились во мне очень рано, где-то с 4 класса. Всюду – на собраниях, разных мероприятиях, в общении взрослых я замечал неравенство, какую-то нелепую игру в обман, который стараются не замечать и выдавать за правду. Такая игра стала привычкой, а привычка – вторая натура.

Любовь к своей истории и к монгольскому миру во мне рождалась и крепла не благодаря, а вопреки натуре общества. Такие чувства неискоренимы. В младших классах учительница показывала репродукции картин русских художников, на которых были изображены монгольские воины, о них она говорила плохо, но, всмотревшись, я громко заметил, что воины очень похожи на моих родителей и родственников. Почему же они должны быть плохими?

11

- Слышал, что Ваша армейская служба проходила в Монголии?

- Да. Во время призыва в армию, при отборе, сам того не заметив, я прошёл сложнейший тест и оказался в учебной части, где обучали работе на засекречивающей аппаратуре связи и обязательному набору на клавиатуре слепым методом со скоростью человеческой речи. После учебки я попал в часть особого назначения главного разведывательного управления, который дислоцировался в Улан-Баторе, кажется, в 15-м микрорайоне. Сейчас это улица Жукова. В ноябре 1973 года меня на военно-транспортном самолёте переправили в Южное Гоби, на точку вблизи сомона Ханхонгор, где я проработал полтора года. Спецподразделение называлась экспедиция «Горизонт». Точку в Ханхонгоре уничтожили в 1976 году. Некоторые жители Даланзадгада узнали меня в сетях через сорок с лишним лет.

Конечно, и в армии, наряду с настоящей человечностью и интеллигентностью, я замечал довольно пренебрежительное отношение к МНР и её жителям. Сейчас никто об этом не скажет, напротив, будут клясться, что все мы – компаны. В наши дни вижу туристов со всего мира, которые мчатся вдоль и поперёк Монголии. Некоторые из них ведут себя, как в собственном зоопарке, что нисколько не повышает престиж жителей и страны.

Чехов писал о том, что выдавливал из себя раба по капле. Но как выдавят из себя раба люди, если они полностью состоят из рабов? Это долгий исторический процесс. Вместе с тем, мы – современники и, конечно, не такие долгожители, чтобы дожидаться завершения каких-то эволюционных стадий. Надо как-то жить, уживаться и, если можно, прощать…

12

- Каким был опыт вашего советского и постсоветского периода жизни?

- Некоторые моменты я уже разъяснил в предыдущих ответах. Вообще, жизнь, если её не портить, не бывает плохой. Видите ли, я не был вполне советским человеком, как и сегодня не вполне российский персонаж. Дело в том, что с юных лет я был лишен места «на празднике жизни» в этом обществе, хотя жизнь вообще не предполагает каких-то, специальных, мест по рангу, ранжиру или по особому размеру черепа и мышления. Но люди всё равно выдумывают эти места и стараются каждого усадить на свой шесток. 

13

- Как такое может быть? Что за случай лишил Вас «праздника жизни», что омрачило Вам жизнь? Или это было радостью?

Ситуация сложилась такая. Поскольку я был довольно хорошим специалистом и профессионалом в армии, то отцы-офицеры меня «затолкали» кандидатом в члены компартии, а после службы, уже в институте, после какого-то инцидента я сдал партийный билет секретарю парторганизации. При этом сказал, что невозможно любить каких-то еврейских, немецких или русских дедушек и бабушек, не общаясь с ними, если у человека хватает своих дедушек и бабушек. 

В 1978 году это был неслыханный поступок. Такое не могло и не может прийти в голову ни одному рабу системы ни тогда, ни сейчас, ни русскому, ни монголу. К тому же я был круглым отличником, имел право свободного посещения лекций, выпускал институтскую газету, ещё был старостой группы. Бывшие студенты этой группы до сих пор дают знать о своей любви ко мне, но, оглядываясь, иногда издалека и украдкой.

Какие могут быть в жизни омрачения? Смерть отца, матери, близких…

14

- И какие перспективы Вы увидели тогда?

Конечно, у меня не было и не могло быть никаких перспектив с обывательской точки зрения. Перспектива с латыни – ясный взгляд насквозь. Это возможно только при непрерывном развитии, невзирая ни на что. Чем я и должен был заняться, работая в редакциях районных и областных газет, потом в книжных издательствах, создавая собственное издательство, руководя творческим союзом, участвуя в каких-то политических компаниях, создавая коммерческие группы типа «Союз искусств». Кстати, эта группа занималась идентификацией региона в экономическом пространстве, но вряд ли такие задачи понимает руководство регионов. Всё же мы успели поставить несколько памятников, написать и издать книги по этой теме. Впрочем, такой темой я занимаюсь и сейчас. Перспектива у человека есть всегда, если у него – ясный взгляд насквозь.

15

- Значит, ситуация только помогла Вам?

- Вообще, любую ситуацию надо использовать для развития, чем я и занят всю жизнь. Плоды всегда –в приобретении ясного взгляда насквозь. Далее это приобретение должно работать на общество. Как это достигается?

Ощущение настоящей радости находится в индивидуальном метафизическом пространстве, которое не связано с условиями времени, там нет никакой зависимости. В этом пространстве и происходит процесс непрерывного развития, из этого же пространства человек выходит в реальность, имея собственное мнение. Примерно таково же и развитие народа, который становится субъектом истории.До той поры он – полностью управляемый объект без мнения, истории, ибо у нет опыта мышления и развития.

Простое пребывание в реальности доводит до банального скотства: пожрал, поспал, посрал, не преминув при этом пообщаться с подобными себе, репостнув в социальных сетях, если умеет, своё, но чаще чужое дерьмо. 

16

- Расскажите про свой родной край, его особенностях, биэнергетике и пассионарности?

- Это пространство от монгольской границы до реки Онон. По-моему мнению, настоящая Халха – до Онона, за которым начинается – Ара-Халха. Кстати, в мой первый приезд в Маньчжурию, местный баргут спросил меня: «Вы из Ара-Халхи?». Так выясняется подлинная историческая география, существующая в памяти народа. 

Конкретнее, моя Родина – пространство между Улзой, Ононом и Аргунью. Это обширная земля животноводов, подлинные степи этнических монголов, владения Чингисхана и Джамухи. Если вдаваться глубоко в историю, то Онон – Чингисхан, Аргунь – Джамуха. Все эти места, включая и Улз гол, упомянуты в Сокровенном сказании. 

На части территории находится «Даурский заповедник», который входит в состав международного резервата «Даурия», находящего в Китае, России, Монголии — одного из крупнейших в Азии. Вместе с заказником «Долина дзерена» он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть российско-монгольского объекта «Ландшафты Даурии». 

17

- Место, где Вы живёте, можно считать родиной монголов?

- Без никакого сомнения. Вообще, обширный резерват Даурия, куда входят одноимённые заповедники названных трёх стран – территория этнических монголов, то есть наша территория. Это уникальная степь, которая медленно, но неумолимо, уничтожается человеком. Например, Улз гол и Ималка впадают в Торейские озёра, которые периодически высыхают. Но в последнюю засуху, которая длилась почти 20 лет, очень заметно влияние человека. Россия озабочена строительством плотины на Улз гол, которое ведётся на стороне Монголии.

Между тем, здесь такая история, что даже камни Торейских озёр напоминают о гуннах, а берега Онона и Аргуни о Чингисхане, Хасаре, Джамухе… 4 из 8 известных оседлых городов средневековых монголов находятся здесь. По утверждению российских востоковедов, Чингисхан родился именно здесь, о чём сказано в Статистическо-географическом словаре П. П. Семёнова-Тян-Шанского. По этому поводу всегда возникают ожесточённые споры. Но какими бы они ни были, очевидно, что история монголов отдана на разграбление и разные толкования кому угодно в мире, конкретнее она втянута в границы двух Монголий, бурятских округов и республики и подвергается насилию в них. История – это мать, которую надо беречь, как самое дорогое и необходимое. 

18

- Где исторический ареал этнических монголов?

- Ареал монголов – Внутренняя и Внешняя Монголии, Тува, Алтай, весь Байкальский регион и, конечно, приграничные районы Забайкальского края, куда входит Ононский района и село Новая Заря, где я и живу в настоящее время. 

Здесь стык границ трёх стран – Монголии, Китая и России. Отсюда прекрасно видима история монголов и перспектива их развития. С этой точки легко преодолевать границы и изучать территорию, населённые пункты и народы, чем я и занимаюсь время от времени. 

Конечно, здесь присутствует дух вечности и особая пассионарность, которые трудно понять творческим людям, писателям, художникам, кинематографистам, ведь они вечно нуждаются в деньгах, а потому рвутся в регионы с хорошим финансированием и инфраструктурой. Но подлинная история монголов осталась здесь, где всё ещё нищее средневековье…

19

- Какой состав населения Вашего района и села?

- Ощущается большое присутствие бурят-монголов, хотя нас в районе не более 30 процентов. В Новой Заре, наверное, до 90 процентов бурят-монголы. Когда-то у нас был крупнейший колхоз, где поголовье овец достигало до ста тысяч. Вообще, в районе живут потомки русских и бурятских казаков, большинство русских сёл – бывшие казачьи станицы. У бурятских сёл – история только советского и постсоветского периодов. Кстати, территория нашего колхоза доходила до монгольско-советской границы, колхозники часто косили сено на территории Монголии, недалеко от Эрээнцава и Хуха уулы. Вместе с другими выезжал и я. А сегодня удивлённо спрашиваю у знакомых монголов: «Куда делись тарбаганы?». Забайкалья без леса и Монголия без тарбаганов – нонсенс! Колхоза, конечно, у нас давно нет. Но вокруг села около 40 животноводческих стоянок, на каждой значительное количество овец и других животных. 

В последние годы замечаю, что настоящие монгольские степи Забайкальского приграничья, территория между Ононом и Аргунью, о которой в 1772 года П.С. Паллас писал, что на прекрасных степях Даурии выращивают самых крупных овец в мире, становится пустынной и безлюдной. Людей и животных всё меньше и меньше… Эту территорию надо осваивать. Но кто, когда и как?

20

- Как Вы зарабатывали на жизнь? И каким было ваше первое произведение?

- Всю жизнь я зарабатывал и зарабатываю на жизнь текстом. Начинал с того, что сдавал экзамены за нерусских ребят, писал сочинения, потом курсовые, рефераты, дошёл до диссертаций разных уровней. Потом появились заказные книги. Первой такой книгой была повесть «Огненные тропы», материал для которой собирал редактор газеты, в которой я работал, Цыден Батомункуевич Батомункуев. Из этих материалов я создал повесть. Герой – житель села Алханай Бадма Жабон. Книга увидела свет в 1987 году, экземпляры отправили в библиотеку президента России. В 1996 году Бадма Жабону присвоили звание Героя России.

Надо сказать, что в документалистике и публицистике меня всегда интересует конкретный результат. Работу без результата я не представляю. Это мой категорический императив. В качестве примера могу сказать, что в посёлке Агинское Агинского Бурятского округа есть две улицы, названные именами героев моих заказных книг.

Первым художественным произведением в советское время были стихи, потом рассказы, затем роман «Разные люди».

21

- Как Вы понимаете признание или не признание произведения? Обязательно ли произведение должно быть признано народом? Что такое халтура?

- Любое произведение вызывает симпатию или антипатию. На каждый роток не накинешь платок. По большому счёту и в первую очередь, каждый автор пишет лично для себя. Если произведение понравилось многим людям, то это большая удача. 

Во-вторую очередь, автор пишет по заказу, но и тут он должен творить как для себя. Любой мастер должен делать вещь, как для себя. Заказы – это признание мастерства. Я создавал «Союз искусств», члены которой могли создавать от гимна до архитектурно-скульптурного комплекса. На самом деле это задачи государства. Выполняя любой заказ, автор должен халтурить не халтуря. В этом основная финансовая сторона работы любого автора.

22

- Творчество – личное дело или у Вас есть другое мнение?

- Конечно, творчество – личное дело любого человека, награда – в самом процессе творения, в удовлетворении. Это его духовная и даже физиологическая потребность. Если я не формулирую свои мысли, то у меня начинает болеть голова. Готовое произведение не для показа с тем, чтобы вызывать симпатию или антипатию. Это ваше дитя, которое растёт и начинает ходить. А далее вопрос «нравится – не нравится» отпадает.

Лет тридцать я ездил с творческими бригадами по Забайкальскому краю, читал стихи. В то время они нравились всем. А как они воспринимаются сегодня, не знаю…

В 2008 году я вместе с друзьями поставил у самой китайско-российской границы архитектурно-скульптурный комплекс «Утвердившим рубежи России». Он стоит, и мне неважно кто и что думает о нём, но я радуюсь, что туда ездят и молятся люди. Или же все монголы, включая руководителей разных уровней, со слезами на глазах читают моё стихотворение «Ах, как поёт в ночи монголка…», но оно малопонятно людям других национальностей.

23

- Как Вы видите себя в поэзии?

- Этот вопрос не для меня и, вообще, не для монгола? Не думал об этом. Для ответа на этот вопрос требуется читающая масса, серьёзное информационное поле, длительный период времени. А пока наш человек лучше умрёт за какие-то чужие дела, чем прочитает и поймёт стихотворение. Есенин в своё время сказал, что русские стихи читают только еврейские девушки.

24

- Известно, что сейчас вы заняты документалистикой. Пробовали ли вы себя в написании сказок? Ведь здесь океан возможностей.

- Только один раз. Во-втором классе. Пока я вижу возможности нашего общества в документалистике. Для того, чтобы так документально фантазировать как Джон Рональд Руэль Толкин нужен не только соответствующий уровень подготовки, но соответствующая аудитория с такой же подготовкой. Возможно, моя документалистика и заказные книги готовят такую аудиторию.

25

- Вашей жене нравятся ваши произведения? А вашим детям? Внукам?

- Некоторые, написанные им и для них. Они – люди других потребностей, что меня радует. Сумасшедшим должен быть один…

26

- Какие Ваши любимые произведения?

- Много. «Триумфальная арка», «Чёрный обелиск» и другие книги Ремарка. Конечно, «Мастер и Маргарита» и всё, что написал М.А. Булгаков, длинный ряд авторов Европы и Америки. В эти дни читаю произведения Д. Толкина. Их надо читать и перечитывать. Но очень мало времени.

27

- Каково Ваше отношение к войне в Украине и слогану «Боевые буряты»?

- Никакое, как всем известно, любое отношение к этому событию в нашей стране карается тем или иным способом. К слогану? Никак, я к ним не отношусь. Вообще, все процессы, происходящие в России и на Украине – наследственные. Ко мне это не относится.

28

- Ваши пожелания монголам Мира?

- Непрерывно развиваться. Это единственный способ жизни, другого не существует.

29

- Кого вы считаете сильнее - мужчину или женщину? Почему?

- Женщину. Инстинкты сильнее, что и доказано эволюцией.

30

- Как бы вы могли сформулировать такое понятие, как история?

- Один их смыслов, созданных человеком. Эволюция создала великого фантазёра – человека, единственное занятие которого – формулировать для себя смыслы, без которых его существование обретает страшную реальность – бессмысленность. История – этапы развития человека и обретения им смыслов, не зная своих целей. Возможно, эти цели появятся и станут реальностью. Например, бессмертие или значительно долгая, чем сейчас, активная жизнь.

31

- Почему мы выиграли Отечественную войну?

- Победа народов СССР в Великой Отечественной войне тактическая. Величие её несомненно, и оно навеки осталось в прошлом. День Победы – это день скорби и памяти. 

Но если говорить о Второй Мировой войне в целом, то СССР проиграла её вместе с Германией, что и показывают, время, падение Берлинской стены, лагеря социализма, отсутствие собственные технологий и существование за счёт продажи сырьевых ресурсов. 

32

- Ваш внук еще ребенок. С какими книгами, живописными произведениями, музыкальными сочинениями вы познакомили его в первую очередь?

- Их четверо. Один – студент, второй – подросток, в пятом классе, третий – во-втором классе, четвёртая – ходит с детский сад. Вот она – художник, скульптор, сочинитель. Всем показывал мультфильмы, рассказывал сказки. Трое выросли на моих руках, старший попал в мои руки прямо из родильного дома. Система образования в России давным-давно рухнула, новой нет и не предвидится. Надеюсь, на собственный пример. Пример может быть только собственным, никакие другие примеры не действуют. Проблема в том, что с детьми я сам становлюсь ребёнком…

33

- Если бы вы имели возможность обратиться с советом или просьбой ко всем людям на земле, что бы вы сказали им?

- Развиваться. Учиться всегда и в любых условиях. Наверное, это не совсем корректно – призывать, но людям нужны мотивации…

34

- Случалось ли вам бывать несправедливым? И два слова о любви.

- Большинство людей считают себя справедливыми, что, конечно, не так. Естественно, и я бывал несправедливым. Во-многом, я был несправедлив по отношению к простым людям, обывателям, хотя и вырос среди них. Главное значение монгольского понятия «Любовь» – «Жалеть». Это тождественные слова. Большинство моих ошибок были из-за недопонимания или недооценки своего, монгольского, мира. Это я стал понимать уже в зрелом возрасте, почувствовав что-то неладное в себе. 

35

- Что конкретно повлияло на понимание каких-то сбоев в своём развитии?

- Однажды я увидел себя на фото, среди многих начальников, депутатов, писателей, артистов. И вдруг мне стало очень и очень плохо. Через месяц я уехал домой, в село, где и живу до сих пор. Иногда со слезами на глазах слушаю жену и её воспоминания о том, как её, месячную, удочерила 54-летняя женщина, как она, одинокая, растила её в колхозе, как они собирали вместе щепки на строительстве, пилили дрова, жили в домике 3х4 и о многом другом, слушаю рассказы других людей. И понимаю – какой же я черствый и несправедливый человек… 

35

- Не было ли случая, когда Вы, поступив в высшей степени принципиально, страдали от результатов своего поступка?

- Да, были. С молодых лет, в одиночку, я боролся с партийными функционерами. Вероятно, я – единственный журналист СССР, который говорил на эту тему по телефону из бревенчатой русской избы с берегов Аргуни с партийным сотрудником ЦК КПСС. Я помню его фамилию – Шавкат Мухитдинович Юлдашев, он работал в орготделе ЦК КПСС, потом, кажется, возглавлял Верховный Совет Узбекистана…

Тогда я был вынужден уехать на Сахалин, но и оттуда приезжал в Забайкалье. После моего разговора снимали с работы много партийных и советских работников, шло большое кадровое передвижение, которое, может быть, до сих пор непонятно многим людям. Я выиграл эту битву. Конечно, они бы меня не пощадили, ведь ещё раньше мои противники намеревались упечь меня на много лет в тюрьму. Не удалось, но… Все мы люди, и всех жалко. Как писал какой-то писатель: «Чтобы не сделал русский человек, всё равно его жалко…» И себя жалко, и врагов жалко. Почему бы не жить всем спокойно и счастливо?

36

- Как вы воспринимаете языки других народов?

- Очень хорошо. Это музыка, которую надо слушать и слушать. Но один и тот же язык надоедает. Хочется слушать, говорить и писать на других. Все языки и великие, и могучие.

37

- Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свою жизнь?

- Учиться. Не курить табак, наркотики, не пить водку. Заниматься точными и естественными науками в следующей последовательности: математика – язык Вселенной, физика – физические процессы, химия – химические процессы, биология – биологические процессы и возникновение жизни. Гуманитарными науками заниматься факультативно, ибо они не главные, но необходимые в смысле развития общей культуры. Всегда помнить кто ты, из какого народа, рода, семьи. Двигаться к вершинам от корней. Расти так, чтобы тебя было видно отовсюду, а не ездить куда-то, чтобы показать себя. Пусть к тебе едут…

38

- Что такое, по-вашему, русский характер? Его достоинства и недостатки? А что такое монгольский характер? В чем разница менталитетов?

- Таких понятий нет. В основном, они выдуманы. В таком ключе могут мыслить только те, кто живут в границах каких-то придуманных шаблонов. Русский характер – большая выдумка русских и еврейских литераторов. Монгольский характер – ещё не исследован вполне. 

Величайший человек мира Иван Петрович Павлов в своих записках «Об уме и русском уме в частности» сказал, что «мы имеем дело с очень слабой мозговой системой…» И это написал русский человек. Не знаю, насколько это верно для всего народа, но читать труды академиков желательно. В узком кругу я встречал и наблюдаю сильнейшие русские (русские ли?) умы.

О монгольском уме пока ничего не сказано, но известно, что объём мозга бурят самый большой в мире, но это ни о чём не говорит. Может быть, тут какая-то аномалия? Лично я думаю, что у монголов, если они осознают необходимость развития, есть огромные возможности, ибо всю жизнь наблюдаю то, что буряты называют «бороо ухаан», то есть природный ум. Если прибавить к нему интеллект в общемонгольском масштабе, то получится непобедимый сплав, а у монгольских народов появится единая нейронная сеть. Как у евреев. Но для этого нужно развиваться, не время от времени, а непрерывно. Значит, нужны специальные государственные программы.

39

- Какой ваш любимый композитор? Почему?

- Иногда слушаю Баха. Возможно, он говорит устами Бога.

40

- Всегда ли вы говорите правду?

- «Правду говорить легко и приятно», - утверждает устами Иешуа М. А. Булгаков, но я бы добавил – не обязательно. Мы всю жизнь живём в очень опасной ситуации, а потому лучше думать, чем говорить. Полагаю, что наше положение в России лучшее для развития мышления, чем говорения каких-то никому ненужных и непонятных слов за рубежом, где всегда что-то недоговаривают. Это очень заметно, ибо напоминает человека, который ходит в трусах, одетых только до колена.

41

- Чему бы Вы смогли сейчас больше всего обрадоваться?

- Окончанию всех войн, смерти всех тиранов, прояснению сознания всех людей. В конце концов, люди везде и всюду должны жить счастливо, по большей части без всяких умствований. 

42

- Что такое счастье?

- Жизнь…

43

- Вас не пугает высота или мороз, гроза или темнота?

- Пугает. Но не на столько, чтобы возник страх. Всегда рядом люди.

44

- Было ли в вашей жизни нечто, чего вы стыдитесь даже сейчас? Что это было?

- Конечно, было. Но зачем об этом говорить. И кому это надо?

45

- Как вы понимаете слово «профессия»? И что такое СМИ для страны?

- Профессия? Способ зарабатывания на жизнь, предварительно обучившись этому. СМИ – инструмент государства или других сил для воздействия на массы.

46

- Вы думали о том, что большая, может быть, лучшая часть жизни прожита? Или вы старались никогда не думать о таких вещах?

- Стал задумываться…

47

- Какие ваши самые любимые стихи? Или строчка, может быть, четверостишие?

- Их много. Возникают по случаям. Например, Б. Пастернак:

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлёт раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

48

- Вам никогда не казалось, что когда люди веселятся, то вы чувствуете себя среди них лишним?

- Часто. Ни они, ни я не обязаны разделять свои чувства. Дело в том, что очень трудно отвлечься от того, чем ты занимаешься. Всяким делом надо заниматься, весельем – тоже…

49

- Вы завидуете молодости? Естественной, здоровой молодости, легкости, красоте, беззаботности, с ещё почти детскими представлениями о мире, наивными, но почти святыми? В связи с этими вопросами: вы умеете быть весёлым?

- Конечно. И по второму вопросу – конечно. Вообще, я весёлый человек.

50

- Вы когда-нибудь голодали? Вы и ваша семья?

- Голодал только для похудения. Те, кто жили и живут рядом со мной, никогда не голодали. Я не могу себе это позволить. Однажды, располнев до 120 килограммов безобразной жизни, я взялся за себя и сбросил – 53 килограмма. Об этом писали в какой-то газете Бурятии. Голодание – полезно. Но условия, доводящие до голода людей, катастрофа, которую я бы никому не пожелал. 

51

- Скажите, когда было слишком трудно, как вы находили силы жить дальше?

- Трудности – это природная катастрофа или война из-за неразвитых людей. Во всех остальных случаях – жизнь, где надо думать и работать. Слава богу, катастроф и войн я избежал. Но никто не даёт гарантий…

52

- Почти у всех людей проходящие поезда вызывают грусть. А у вас? Почему?

- Тоже. Надо ехать. Жизнь – это движение.

53

- Вам никогда не казалось, что вы честолюбивы? Вы никогда не думали: «Если бы я был главой государства, я бы сделал...»? Что бы вы хотели сделать?

- Честолюбие проходит. Известно, что человек с рождения кричит «Я, я, я!», потом – «Я и Моцарт!», в итоге остаётся «Моцарт…». 

54

- Вы верите в то, что снова может начаться война?

- Это не вера. Это предчувствие, живущее в каждом человеке.

55

- Скажите, пожалуйста, музыка вам когда-нибудь вот так, реально, что ли, помогала? Следите ли вы за мелодией, за движением музыкальной ткани, или вы забываетесь в концертном зале?

- Во-первых, у меня не было возможности ходить в концертные залы. Слушал пластинки, потом диски. Во-вторых, почему человеку обязательно должен кто-то или что-то помогать? Музыка – необходимое для человека явление. Меня музыка вдохновляет, очищает и, чувствую, во многом улучшает физиологию. Музыка, как и всякое искусство, – необходимость. 

Ведь можно вызывать разные образы или мелодии в любой ситуации, когда они необходимы. Может быть, в этом помощь? Вот, скажем, распинается в словоблудии какое-то начальство, а ты мысленным взором видишь картины Пикассо, Репина, Кандинского, не просто видишь, а под звуки музыки. Всё это создано Человеком существует в крови того, кто живёт вместе с человечеством, со всей его историей, а не только в «купи-продай» или «найди деньги»…

56

- Вы умеете ненавидеть? Помните ли вы зло? Если бы вам дано было выполнение одного желания, было бы это местью?

- У меня, кажется, нет таких чувств. Вместо этого, возможно, недоумение. Я зверь другой породы.

57

- Вы любите ходить в кино? Легко ли верите в происходящее на экране? Когда вы писали по-настоящему?

- В кино не хожу. Иногда проклинаю себя за то, что потерял веру в происходящее на экране. Для возврата нужны очень сильные произведения и эмоции. Ведь эмоциональный ум – основной, охватывающий мир целиком, запоминая все нюансы, а рациональный ум делит мир на части, которые начинают враждовать между собой. Синергия возможна только при эмоциональном уме.

В любом произведении любого автора возможна настоящая синергия, узнаваемая только при прочтении. Иногда это может быть всё произведение, иногда только некоторые части в нём. 

Что такое писать по-настоящему? В смысле полностью отдаться призванию? Это другие условие, другая жизнь, возможности. У меня, рождённого в колхозе, таких условий, времени, возможностей никогда не было. А понимающего окружения и быть не могло. Всё время уходило и уходит на зарабатывание денег. Но и в этой жизни всегда присутствует то, что называют озарением, есть эмоциональный ум, синергия. Может быть, поэтому и получается что-то… По большому счёту, я никогда не работал по-настоящему, как мечтал и мечтаю.

58

- Какой период в своей жизни вы считаете счастливым? Вы счастливый человек?

- Уже писал, что жизнь – это и есть счастье. Мысль – счастье. Всё вокруг – счастье. В поэтическом цикле монгольского поэта Данзангийн Нямсурена (1947-2003), которого я называю своим соседом, каждая вторая строка заканчивается словом «Сайхан!», то есть «Прекрасно!» Совершенно согласен с ним. Он жил и творил на южном берегу Зун-Торея, а я живу – на северном берегу Зун-Торея. Почему и соседи. Надо понимать, что каждый миг – неповторим.

59

- В каком возрасте вы в первый раз помните себя?

- Вероятно, два с половиной года. Меня везут в коляске мотоцикла «Ирбит», мы переезжаем с берега речки Ималка на берег речки Борзя. Рядом, вывалив алый язык, бежит остроухая пограничная собака, которую отец взял щенком на пограничной заставе. Мелькает высокая зелёная трава.

60

- Вы когда-нибудь испытывали унижение, которое, как вам тогда казалось, вы не сможете перенести?

- Нет. Несколько раз я был на грани уголовного преследования из-за того, что отвечал тем, кто пытался меня унизить. Потом такие случаи исчезли.

61

- Скажите, вы считаете себя добрым человеком? А другие? А ваши дети как считают? Насколько вы щедры вообще?

- Это надо у них спросить. Вот внуки выросли на моих руках. Конечно, я для них добрый человек. Думаю, что те, кто знают, считают меня добрым и даже наивным человеком. С юности помню: заходя с друзьями в автобус, троллейбус, такси или бывая в ресторанах, всегда платил я. Так повелось, и так считает всё мое окружение.

62

- Какое время года вы любите больше остальных?

- Осень…

63

- Кого из близких вам людей или исторических личностей, литературных героинь вы считаете для себя идеалом женщины?

- Встречный вопрос: что такое идеал? Откуда эти образы? Зачем и для кого? Кто их создал? И надо ли верить в какие-то идеалы? Конечно, в жизни было много разных образов, но все они тускнеют со временем. Остаются, единицы – отец, мать, герои Диккенса, Ремарка, Толкина…

64

- Как вы думаете, смогли бы вы выжить вместе с детьми в блокадном Ленинграде?

- Никому из живых не дано ответить на такие вопросы, а мёртвые молчат. 

65

- Как Вы жили в трудные 1990-ые годы?

- В трудные 1990-е я перенёс легко. Вся моя жизнь была закалкой и подготовкой к переменам. Но видел, как мучаются люди. Матери воровали капусту с огородов для того, чтобы накормить своих детей. Соседи у соседей воровали скот. Вообще, это были очень тяжёлые для населения годы. Помню алкогольные отравы типа «Рояль», какие-то видики, безработицу. В знакомых русских деревнях люди вымирали семьями, спивались, отравлялись, замерзали… Трагедий было много. 

Но лично я трудностей не испытывал. Как будто жизнь специально меня готовила к таким ситуациям. В это время я писал стихи, занимался самообразованием. В городе я жил с поэтами. уголовниками, проститутками, бомжами, художниками, первыми предпринимателями. Один клубок, где трудно узнать кто есть кто. Все русские, украинцы, евреи, люди других национальностей. Буряты в моей среде были редкостью. Организовывал какие-то заработки. 

Приехав в деревню – выкопал колодец, развёл животных, посадил картофель. Кстати, один мешок голландской картошки давал двадцать мешков. Всё делал вручную. Остригал знакомым чабанам овец и за это брал мясом, зерном. Кстати, в молодости я стриг не менее 100 овец за смену, а в советский период организовывал целые бригады, в которых были буряты, карачаевацы, чеченцы, ингуши. Мы собирались и зарабатывали довольно большие, по тем временам, деньги.

66

- Ваша жизнь проходила между городом и селом? Вы всегда занимались тем, что считали нужным?

- Почти всегда. И ещё – жил между тайгой и степью. В 1998 году, похоронив отца я снова уехал в город. Это Чита. Там мои друзья организовали книжное издательство «Поиск», где я работал главным редактором, и издательства, и одноимённого журнала. Потом я отделился и создал свой редакционно-издательский центр по принципу – от замысла до тиража. Одновременно руководил Союзом писателей области. В 2006 году создал «Союз искусств». 

В 2010 году окончательно переехал в село. прекратил всякую активную деятельность, оставив только создание книг. На пенсию вышел в 2014 году и занялся не только исследованием своего, монгольского, мира, о чём и мечтал всегда, но весь отдался работе на монгольский мир.

67

- Как вы относитесь к полетам в космос?

- Хорошо. Вообще, человек должен летать. И над землёй, и в космосе. Так и будет в скором времени.

68

- Есть ли люди, которые сделали вам добро? Благодарны ли вы им и за что именно?

- Очень много. Как за что? Всё в жизни Ученик и Учитель. Каждая встреча была и будет учёбой. Имён и фамилий – сотни, и каждая – судьба, а не удел. Например, писатель Евгений Куренной выбил мне комнату в общежитии. Примеров можно привести много…

69

- А есть ли люди, сделавшие добро вашим детям? Кто именно?

- Да. Женщина по имени Наташа.

70

- Какие качества Вы больше всего цените в людях и почему? Какие качества осуждаете, но готовы простить?

- Здесь какие-то стандартные вопросы для русских или европейских сценариев… Человек – существо сложное, а жизнь – ещё сложнее. Ответ, наверное, в слове – человечность. Отсутствие человечность тяжело простить. Лучше не замечать и не общаться с такими существами.

71

- Что вы цените в современной молодежи?

- Молодость.

72

- Есть ли у вас в характере странности, которые трудно объяснить? Какие именно?

- Для кого-то, особенно для монголов, вся моя жизнь – странность. Но зачем его объяснять, кому это надо и кто это поймёт?

73

- Самый смешной случай в вашей жизни?

- Их много. Выделить один трудно. 

74

- Почему вы не назвали своего сына другим именем? Было ли у вас желание назвать его иначе?

- Очень важный  и символический вопрос! Сына зовут Эрдэм. Назвал лама. 

75

- Ваше отношение к исследователям монгольской истории и монгольских народов?

- Очень и очень противоречивое. Тут надо говорить о нас, монголах, легко отдавших свою историю другим людям. Следовательно, мы ещё не развитые люди, если изучают нас, а не мы. Как насекомых под микроскопом, что и делают с XVIII and XIX веков. Но ведь современный мир достиг такого уровня развития, который предполагает, благодаря технологиям, равные возможности для всех. Учись, изучай, смотри, сравнивай, езжай, организовывай, объединяй. А если этого не происходит и сейчас, значит, и в новом времени проявляется наша отсталость и недоразвитость. 

С одной стороны, востоковеды и монголоведы мира заслуживают огромной благодарности монголов. Они исследовали нашу историю, культуру, языки, создали для нас учебники и книги, разработали концепции, возникли настоящие шаблоны мышления, из которых мы не можем и ещё долго не сможем выйти. С другой стороны, кто отдаёт свою мать или сестёр в бордель, кто доверяет их чужим людям? Ведь история любого народа – его мать. Это сделали мы, наивные и неразвитые люди в прошлом и сегодня.

Народы, получившие свободу, после развала СССР, занимаются своей историей так, что скоро уже ничего не останется от монгольской истории. Вырастают поколения людей с искажённой исторической картиной. Эти страны выращивают и наращивают свой потенциал, снабжая его более сильной, чем есть, историей. Монголия и монголы проигрывают. Но принимать участие в таких «состязаниях» сегодня некорректно и не достойно. Вопрос может быть решён только общим развитием, что является насущной задачей всех политических, творческих и научных кругов Монголии.

76

- А кем были и есть наши исследователи?

- С одной стороны, мы слепо восхваляем исследователей наших земель и истории, с другой стороны, некоторые из них были настоящими нацистами, других отправляли для изучения колоний империй и представления, по которым правители будут использовать территорию и народы. 

Например, тот же П.С. Паллас сообщал правительству, что кочевники не умеют заниматься земледелием, а потому их надо выселить в бесплодные места. Пржевальский, предлагал истребить население Монголии и заселить территорию русскими казаками. Вот «Записки о монгольских кочевьях» Мэнгу-ю-му-цзи. С какой целью правители Цинской империи давали задание измерить все монгольские кочевья? Кстати, автор был талантливейший человек и, что примечательно, умер от полового истощения. Замеры земли закончили другие чиновники…

Вообще, об истории и современности мы можем говорить только в категориях интеллекта, с целью пробуждения мысли читателей или слушателей, а не выискивая виновных и не показывая пальцем на кого-то, что вообще говорит о низком духовном уровне.

Исследователей было и есть очень много. И все они разные, но каждый из них, независимо от своих взглядов, оставил нам бесценные труды. А потому никто из них не заслуживает никакого порицания с нашей стороны. Глупо мстить мёртвым. Изучать надо не только историю, но и самих историков.

77

- И что нам делать дальше с таким наследием?

- В общем, настало время покинуть лаборатории, выйти из-под микроскопов европейцев и азиатов, и создавать Историю монголов самим монголам, забыв навсегда все внутренние разногласия и обиды. Имея такую потрясающую историю и находиться вне цивилизационных процессов человечества – глупо. Монголы мира должны стать единой нацией.

На нынешнем этапе своего развития все монголы мира всё ещё не хозяева своей судьбы. Если в прошлых веках судьбы народов решались их лидерами, в нашем случае Чингисханом, то в современной истории судьба народа решается субъектной частью общества, которая заметна только во Внешней Монголии, но её совсем нет у бурят-монголов, имеющих опыт своей интеллигенции и социал-демократов. В общем, надо учиться, учиться и учиться, изучая уроки прошлого. Невыученные уроки – плохое будущее. Если прошлое безвозвратно, то будущее наступает всегда. 

Современники должны создать базу знаний по монгольской истории для воспитания потомков, которые в будущем объединят всех монголов мира. Для этого уже сегодня должны работать сильнейшие мотивации, призывающие к развитию всех монголов. Без такого понимания все движения и объединения, партии и правительства современных монголов ничего не стоят. 

Главное, выйти из созданных для нас правил, шаблонов повесток мышления, до тех пор о развитии монгольского мира можно даже не говорить, сидеть в общем вагоне поезда цивилизации или плестись в общем потоке, подражая всем, может любой человек, президент, правительство, партия…

78

- Вам никогда не казалось, что у вас вызывают раздражение талантливые люди?

- Нет. И не могут вызывать. Они же – кладезь мыслей и возможностей для развития.

79

- Вам не кажется, что вы не всегда понимаете, какие вопросы волнуют сегодняшнюю молодежь? Не кажется ли вам, что вы отстали и вас не волнуют проблемы, которые они ставят перед собой?

- Во-первых, нет, не кажется. Во-вторых, какая молодёжь? Я не могу знать менталитет молодёжи всего мира? В-третьих, если говорить о Байкальском регионе, то я вижу, что развитие, в широком смысле, здесь слабое, если не сказать – никакое. Владение гаджетами и чтение дерьма из интернета – не развитие. На самом деле, здесь скрыты катастрофа, трагедия. Нет учителей, которые могли бы рассказывать школьникам об обыкновенных ценностях человека, значении гуманизма и прогресса.

80

- Что Вы думаете о смыслах, выдуманных человеком? Есть в них тайна и что за этими смыслами?

- Не каждый сможет совершить путешествие на условном корабле «Бигль», благодаря которому Чарльз Дарвин в начале 1830-х годов открывал или создавал свою теорию эволюции, сотворившей за миллиарды лет нашу планету, а за миллионы – человека. Помните, я говорил о математике, физике, химии, биологии. Только в таком порядке. За ними следует всё, что придумал и создал, благодаря своему уму и воображению Человек, это – его смыслы. Они все условны и обусловлены, многие из них наделены тем же Человеком поддерживающими представлениями – это его политические системы и условия выживания. 

81

- И что это за поддерживающие представления?

- Например, в лагере социализма: идеология коммунизма, поддерживается мощной структурой воспитания человека – от рождения до смерти: октябрёнок, пионер, комсомолец, коммунист, наряду с ними эксплуатируются такие понятия, как Родина, гуманизм, прогресс.В другом лагере другая система. В каждой системе свои шаблоны мышления. 

Общее в них – правила распределения материальных ресурсов и места в пищевой цепочке. Люди играют по этим правилам, где заведомо прописаны их проигрыши. Это казино эволюции. 

Но при отсутствии смыслов человек тут же превратится в животное. Следовательно, смыслы – двигатели уже человеческой эволюции. Нет сомнения, что он дойдёт до каких-то результатов, если не уничтожит себя по пути к этим результатам. Таково моё видение без всяких интернетов и ютуб-каналов. 

Монголам мира, надо ясно представлять такие картины и вырабатывать на их основе свои стереотипы поведения и мышления, что позволит им объединиться и создать прекрасную страну, пример для остальных. Мы были завоевателями, но мы же можем стать и созидателями.

82

- Расскажите, пожалуйста, без всякой связи, о лучших днях в детстве. Снятся ли вам сейчас какие-нибудь минуты того времени?

- Конечно, это время до школы. Жизнь на берегу речки Борзи, где была культурная база для животноводов колхоза, а мой отец был там заведующим. Я рос там с братом. У меня есть на эту тему маленький рассказ – 

Летящий к горизонту

Помню рокочущий по степи тяжёлый мотоцикл военного цвета, помню себя, смеющегося на маминых коленях в коляске, помню мелькающую вдоль обочин высокую траву и бегущую рядом с коляской мотоцикла, высунув алый язык, остроухую овчарку. Через много лет отец объяснил: 1957 год, мне два с половиной года, мотоцикл «Ирбит М-72», собака – Пальма. Мы переезжаем с фермы совхоза «Красная Ималка» на берегу речки Ималкинка на культбазу большого колхоза «Гигант», которая стоит на берегу речки Борзя.

Мнение среды: если ребёнок до шести лет не научился самостоятельности, то дальше будет только обузой другим. Насколько правильное – судите сами. Сейчас даже трудно представить, что шестилетний ребёнок может не только ездить или скакать на коне, но и зарабатывать.

Отчётливо помню лето 1961 года…

Мы стоим большой бригадой на сухом участке долины Борзи, в просторечии – Борзянки. Здесь, можно сказать, – родильный дом реки Онон, в этом месте среднее течение этой большой и исторической реки, вся рыба при слиянии рек заворачивает в Борзянку, выходя нереститься на заливы. Вокруг – океанские волны трав, вперемежку с мерцающей водой, откуда мужики часто приносят здоровенных сазанов.

Мы – сенокосная бригада. Я и мой друг Сашка – на волокуше. Таскаем копны. Живём с подростками в шалаше. Поодаль пасутся кони.

На рассвете меня аккуратно будит кто-то из взрослых. Выхожу из шалаша, бегу в травы и сразу становлюсь мокрым от росы. От реки невесомо плывут и клубятся белёсые туманы, сквозь клочья их пробиваются первые лучи рассветного солнца. Вся долина озарена алым и бронзовым сиянием. И кони в тумане тоже алые, отсвечивают золотистой и мягкой пылью. Они удивленно поднимают большие головы и стоят в ожидании мужиков и меня, идущих с уздами по траве к ним, чтобы снять с них треноги и зауздать. Я всегда увязываюсь за взрослыми и первым бегу к своим коням.

Потом кто-то из парней посадит меня на моего старого и белого в рыжих пятнах мерина. Мы скачем в лучах солнца в бригаду. Наспех завтракаем и впрягаемся в работу.

Жизнь здесь размеренная, ритмичная и привычная. Подростки помогут мне и Сашке запрячь коней, протянуть от их хомутов длинные постромки к волокушам. И мы до обеда подтаскиваем душистые копны к зародам, которые ставят сверкающими вилами мужики.

На обед не спеша едем или скачем на своих конях к бригадному стану.

Через несколько лет, уже подростком, я обучал вместе со взрослыми диких коней. Но привыкал к этой жёсткой и дикой забаве там, на Борзянке, ещё шестилетним.

А ведь мог погибнуть под копытами…

Однажды вечером сельские парни, недавно пришедшие из армии, поймали длинным икрюком жеребёнка, который ходил в бригадном табуне вместе с матерью. Закрутили петлю и, подтянув его поближе к себе, прижали за уши к земле, надели узду. Жеребёнок отчаянно пытался вырваться из рук крепких парней.

Один из них оглядел нас, окруживших схватку, и крикнул:

– Кто смелый?

Конечно, смелым оказался наш дурак, то есть я.

Парни посадили меня на жеребёнка, вручили поводья узды, и разом отпрянули в стороны. И понёс меня ошалевший от испуга жеребёнок в долину Борзянки. И небо, и залив, и дальние сопки – всё смешалось и завертелось вместе с брызгами воды перед глазами. И разом померкло. А ещё через мгновенье, сквозь пелену тёплой воды, я увидел мчащегося к горизонту с победно задранным хвостом жеребёнка. Он сбросил меня в залив!

А парней гонял по степи кнутом, сурово распекал и грозил судом старый колхозный бригадир и чабан дядя Гыпыл. Ведь малец мог убиться…

На следующий год мы пошли в школу. Потом полетели дни, месяцы, годы… Но до сего дня помню себя, шестилетнего, свой первый сенокос, свою первую зарплату (нам зачитывали!), своих первых коней. Иногда вижу во сне летящего к горизонту жеребёнка из колхозного табуна…

Уехав отсюда в юности, через много лет почувствовав приближение старости, я вернулся обратно. Напарник, мой Сашка почему-то оказался в Израиле, остальные сверстники – в разных городах и весях России.

О слове и речке Борзя могу рассказывать долго. Это у самой монгольской границы. Больше нигде такого названия не встречал. На самом деле слово означает обрусевшее название рода Чингисхана – Бооржын, Боржигин.

Здесь всюду – Борзя, одних только речек, наверное, до десяти, город Борзя, село Боржигантай. Принадлежащий боржигинам, места боржигинов. В современной Монголии, а также в других, кроме наших, местах России таких названий нет. На всех картах зарождения монгольской империи регион среднего течения Онона и Борзи обозначен, как место сосредоточения боржигинов и родственных им племён, откуда они начали расширение своих владений.

Возможно, что название распространилось вместе со своими обладателями по всему миру, и теперь видоизменено и обозначается с разными приставками типа эль, иль, юрт и т. д. и т. п. Борж, Бурдж, Барж, а то и Бордж, Борджа, или же слово изменено до неузнаваемости.

Для нас речка была и осталась Борзянкой.

83

- Вы когда-нибудь рассказывали своим детям и внукам о детстве, любви? О том, что вы называете любовью? С кем вам легче разговаривать о таких вещах? С ними или с чужими людьми?

- Конечно. Общение с детьми возвращает к непосредственности, чего нет у взрослых. Всякий творческий человек должен общаться с детьми, иначе его чувства закостенеют. Любовь – это величайшая ответственность и большая человеческая жалость. Не в русском, а в монгольском значении этого слова. Кстати, значения слов и чувств имеют свои национальные качества. 

84

- Вот как! Можете привести пример из монгольской культуры?

- Монгольское словосочетание и понятие «Үлэмжийн чанар», практически, не переводимо на другие языки, переводы - Great quality или Отличное качество – ни о чём не говорят. Значение и чувство этого понятия можно ощутить только в исполнении Норовбанзад, где есть – всё, что невозможно выразить словами. Отчего, кстати, становится тепло на душе и наворачиваются слёзы… 

Именно такие качества и чувства надо прививать всем монголам мира, что я и пытаюсь делать на русском языке, хотя, практически, это невозможно. Естественно, такие качества и чувства передаются и внукам. Жизнь покажет.

Не надо мучить себя и чужих людейы, говоря им о чувствах, разве что в редчайших случаях. Особенно, если эти люди рождены с чувством превосходства и гордости над другими, что бросается в глаза мгновенно, а гордость для меня тождественно – глупости и неразвитости, ведущей в тупик.

85

- Можете ли поведать о своей общественной деятельности?

- Довольно много, но буду краток. Участвовал в реставрации Свято-Воскресенской церкви, в строительстве дацана в Чите, дугана в Новой Заре, ставил архитектурно-скульптурный комплекс на китайско-русской границе, возглавлял писательскую организацию Читинской области, вёл литературные кружки, организовывал издание книг на бурятском языке (впервые в русском регионе), ставил субурган ламе Даба-Самбу (своему дяде). Сегодня составляю Стену Памяти всех бурят-монголов, ставших жертвами репрессий, создаю сетевые ресурсы, блоги, публикую мотивирующие статьи и т.д. и т. п. 

86

- Умеете ли вы прощать? В больших вещах или в малых? Легко ли вы расстаетесь с людьми?

- Странный, европейский или русский, вопрос. В большом или малом? Возьмём воровство. Для меня неважно, что человек украл – спичку или дорогую вещь, в любом случае воровство остаётся воровством. Также и во всех других чувствах и взаимоотношениях. Простить можно многое, но цельности уже не будет, всё, чашка треснула, склеить также, как было раньше, невозможно, хотя возможно перерождение в новое качество. Это опять же буддийское, монгольское, понятие…

87

- Хочется ли вам прожить жизнь заново? И так ли вы её прожили? Не жалеете ли вы о поступках, которые определили дальнейшую вашу жизнь?

- Ну это какое-то детство. Жизнь пишется набело, без черновиков. Какие могут быть сожаления. Такие понятия, опять же, присущи людям, находящимся в границах русского, европейского или американского шаблонов мышления. Это же настоящие темницы с низкими сводами…

88

- Скажите, пожалуйста, вы часто вспоминаете о своей матери? Или об отце? И вообще о своем детстве?

- Конечно. И по всяким разным поводам.

89

- Если бы, как в сказке, исполнилось три ваших желания, чего бы вы попросили? А для себя?

- И этот вопрос вынут из сказанных выше шаблонов. Я бы сказал, что надо заниматься тренировками и мотивациям, пробуждая гормоны, мечтая одновременно о недостижимом. Тогда всё остальное становится достижимым.

90

- Какова, по-вашему, цель искусства?

- Вообще-то, автор не ставит никакой цели. Природу и процессы эволюции не повторить. Можно говорить о гуманизме и прогрессе, но авторами бывают и настоящие чудовища. Несомненно, что искусство развивает человека во всех мыслимых и немыслимых направлениях.

91

- Какое ваше самое любимое дерево? Почему?

- Сосна. Вообще, хвойные. Воздухе чище и целебнее.

92

- Что бы вы считали для себя сейчас самым большим несчастьем?

- Невозможность мыслить и отсутствие рабочего места. Отечество мысли – одиночество.

93

- Считаете ли вы, что эмансипированная женщина - это хорошо? Или плохо? Как вы относитесь к мнению Толстого, что эмансипация гибельна для женщины?

- Несомненно. Равенство – великое достижение человечества. Женщины Исландии и других, так называемых, цивилизованных стран и женщины стран, где нет равенства, – совершенно разные, в первых – леди и люди, в остальных – жалкие и порабощённые существа, которых хочется вырвать из рук негодяев и дать им человеческое счастье.

К Толстому и вообще к русской литературе, как к инструменту инфицирования людей ядовитым словоблудием, у меня противоречивое отношение. Для большей части Востока они вредны, а большей части Запада – не нужны. К тому же все свои идеи Толстой взял в бурятского ламы Гомбоева, с которым встретился в Казани. Но как к мастерам и учителям русского слова – у меня к русским литераторам нормальное и очень практичное отношение. У них надо учиться не понятиям, которые в большинстве своём вредны для неразвитого ума, а – языку и мастерству…

94

- В связи со сказанными – как Вы относитесь к оппозиции?

- Если о России, то его там не может быть по умолчанию. Даже самая плохая система – это единый механизм. Не может же одно колесо машины идти против трёх остальных. Или кусочек теста отличаться от общей массы. На мой взгляд, у России есть только несколько человек (от 3 до 5), которые, покинув страну, пытаются закидать говном говно с безопасного расстояния. (Прошу оставить выражение).

Вообще, любая оппозиция – это партия, главная цель любой партии – власть, если партия не ставит такой задачи, то это не партия, а просто организованная преступная группировка, которую не допускают до кормушки. Я изучал этот вопрос изнутри: в 2017 году меня попросили войти в генеральный совет «Партии дела», где 16, самых разных и известных стране человек. Был я там два или три года, потом вышел.

Всё решает время…

95

- Что Вы можете сказать по этой же теме о Монголии?

- Для этого надо жить в среде. Изучать вопрос или проблему. Если навскидку, то в Монголии есть все признаки демократии, что не может не радовать. Но такая страна, как Монголия, начинающая свою историю чуть ли не с чистого листа (условно), должна время от времени корректировать свой путь, заглядывая в Конституцию. Изучать на предмет возможности её нарушения. Как и какие лазейки в Конституции и действующих законах находит коррупция. Если этого не делать, то коррупция закостенеет и укоренится в стране. А всякую нечисть надо уничтожать с корнем. Любая демократическая система должна иметь инструменты сдерживания и противовесов. А пока в Монголии инструментом сдерживания является, видимо, только народ, что и показали декабрьские, 2022 года, волнения, возникшие из-за воровства угля.

96

- Что вы подразумеваете под словом «народ»?

- Субъектное, то есть имеющее мнение и политическую волю, общество, участвующее в цивилизационных процессах человечества, имеющее в этих процессах влияние и значение. До той поры – рабы, сброд, толпа, население… Кстати, ничего обидного в этих словах нет, ибо они проходимы или излечимы. Ведь всё излечивается временем и методичным образованием.

97

- Что значит для Вас – служение народу, быть его частью?

- Здесь надо говорить о монгольском мире. Ведь мы, монголы – разбросаны по трём странам. 

Возможно, в более развитых народах такого понятия уже не существует, а в менее развитых – искажено и работает, как инструмент управления. Но для меня, как монгола, служение народу не может быть фейком и пустым понятием, ибо я осознаю наш общий уровень развития. Нам надо расти!

Каждый монгол, достигший какого-то уровня в своём развитии обязан служить монгольскому миру, жить и работать ради объединения и развития этого мира. Неважно в какой стране он живёт, неважно, как понимают эти проблемы правительства и партии, важно только одно – он должен выполнять свою задачу в любом месте и в любой ситуации. Иначе для чего он монгол и в чём смысл его жизни? Это не пафос, это смысл жизни.

98

- Кто из предшественников современных монголов жил и творил с подобными Вам чувствами, есть примеры?

- Конечно, это плеяда бурятских интеллигентов. «Буряты, как часть большого монгольского народа, имеющего письменность и своеобразную литературу, не могут в угоду обрусительной политике порвать со своей историей...» – так писал Цыбен Жамцарано, (1907 год. Журнал «Сибирские вопросы»), «Будьте тверды в вашей работе по объединению всех монгольских племен...» – Базар Барадин на одном из хуралов начала 1920-х годов в Монголии. Горстка бурят-монгольских интеллигентов с начало и до конца первой четверти ХХ века имела огромное влияние на территории всей Центральной Азии. Большевики увидели в них опасность и уничтожили их руками других монголов.

Это были умнейшие люди, даже не думавшие о каком-то ничтожном самоутверждении в обществе и во времени. Они думали обо всех монголах.

99

- Как вы полагаете, опыт вашей жизни был бы полезен для ваших детей? Или вы считаете его индивидуальным?

- Несомненно, полезен. Любой опыт – это опыт, пример.

100

- Каким бы вы хотели видеть своего сына? Вы желали бы ему другой судьбы?

- Настоящим монголом, высокообразованным, высококонкурентным во всех отношениях человеком и одновременно богатым животноводом, который может бывать в любых местах планеты, но всегда возвращаться домой. Он должен быть абсолютно слитым со своим монгольским миром, а не тосковать, как я и тысячи монголов по своим ценностям. 

Такие чувства я выразил в поэтических строках 27 лет тому назад.


* * *


Ах, как поет в ночи монголка,
И серебром звенит мотив,
И дивный голос дивно тонкий,
За переливом – перелив!

Мелькают в этих переливах,
То затихая, то звеня:
И блеск луны, и ветер в гривах,
И бег строптивого коня.

И дивный голос дивно звонок,
До дрожи душу бередит…
То, плача, белый верблюжонок,
Осиротев, в степи стоит.

То воды вольного Онона,
То Керулена берега.
И мчится всадник окрыленно,
И низко стелется урга.

То смех заливистый монголок,
То степь ковыльная звенит!
И я – жемчужины осколок –
На миг с жемчужиною слит…

1996 год.

В 16 лет. Петергоф. С одноклассницей Надей. Фото под тем же номером: Усть-Ималка. Апрель 2019 года. Сегодня там несколько новых домов

Моя двоюродная сестра Дарижаб Батожабай в годы юности

Ноябрь 1973 года. Даланзадгад

Южное Гоби. Ущелье Ёлын Ам

Озеро Зун-Торей

У озера Зун-Торей

У входа в штольню, где было добыто первое серебро России. Мунгальские серебряные копи. 2004 год

Поиск захоронений репрессированных. 1989 год

 В администрации Читинской области

 С писателями. Распутин и другие

Разговор с А. Прохановым в забайкальской степи.

У поставленного мной в 2008 году комплекса «Утвердившим рубежи России». Фото 2016 году, объезжал в рабочей одежде.

Читаю стихи 2013 год.

В Партии Дела. Один бурят среди русских

Мой родной дядя лама Даба-Самбу с Далай ламай 14 в США

У памятника монгольскому поэту Нямсурену

 Байкал. Залив Ая

Думая о монголах мира

Здесь жили мои предки. Хирхиринское городище, дворец хана Исунке, сына Хасара.

 Родная степь. Рядом с монгольской граниец.

Мемориальный комплекс в Пивоварихе. Иркутск

Стена памяти Цыбена Жамцарано в Агинском. Цыбен Жамцарано – мой сородич, мы – шайрады.

Заставка моей электронной книги

 Могильники предков

С бурятами Улан-Батора

В степи

Фрагмент словаря П. П. Семёнова-Тян-Шанского о Делюн-Болдок

Фрагмент словаря П. П. Семёнова-Тян-Шанского об Ононе

С монгольским поэтом Менд-Ооё

Предположительно, здесь была первая ставка юного Чингисхана. Правый берег Онона, близ села Чиндант.

С писателями Забайкалья

У памятника Батожабаю

Наша граница. Дальше – Монголия