РУССКАЯ ДИАСПОРА В МОНГОЛИИ

В разделе “Национальный состав населения” Статистического сборника “50 - летие Монгольской Народной Республики”, изданного в 1971 году,[1] написано, что по состоянию на 1969 год в Монгольской Народной Республике проживало 22,1 тысяч русских или 1,8 % населения, а лиц других национальностей 56,2 тысяч или 4,7 %. Но с тех пор в публикуемой статистике перестали писать этнический состав населения. Упомянутые 56 тысяча человек других национальностей вероятнее всего были китайцы. Представители немонгольских народностей, т.е. казахов было 62,8 тысяч человек или 5.8 % населения. 

Отсюда видно, что в Монголии тогда была довольно большая русская диаспора. Известный социолог Р.Брубэйкэр* пишет, что “случайные диаспоры возникают в результате распада многонациональных государств. После окончания Первой мировой войны в результате распада империи Габсбургов, Романовых и Османской империи, образовались множество диаспор”[2]. 

Как известно, под родиной понимается определенная территория. Масштабы пространства, ассоциированного с родиной, могут быть различные: от конкретного места, где человек родился и вырос, до страны или государства, гражданином которого он является. Этничность можно представить как форму общественной организации, состоящей из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится одно или несколько общих самоназваний, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти.А диаспора – это часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этноческие группы в стране проживания и имеющая социальные инстинкты для поддержания и развития своей идентичности и общности. 

Русская диаспора в Монголии это результат распада Российской империи, изменения ее границ и появления новых государств, таких как СССР и Монгольская Народная Республика. В двадцатом веке в Монголию трижды направлялись потоки беженцев из монгольского северного соседа. Первый приток русских из России в Монголию был связан со Столыпинской реформой и Русско-японской войной. Второй приток связан с коллективизацией в СССР и индустриализацией в Монголии. Он охватывает 1920-1930 годы. Третья волна охватила 1940-1950 годы из-за использования заключенных ГУЛАГ-а, известных как “власовцы”, при строительстве железной дороги Наушки-Улан-Батор, вольфрамовых и других месторождений полезных ископаемых[3].

Русские, переселившиеся в Монголию до Октябрьской революции, жили в основном в Хонде и Алтанбулаге Селенгийского аймака. Они переселились в Монголии, чтобы освоить земли согласно административно-сельскохозяйственной реформе Столыпина. Казаки и их потомки также были сосредоточены в этих местах. По словам Е.Даревской* многодетние семьи первой русской диаспоры в Монголии жили в поселениях из деревянных изб и они мало чем отличались от обычных сибирских деревень.[4]

В конце 1920-х годов многие русские приехали, чтобы работать на шахте Налайх и вновь построенных промышленных предприятиях, а затем некоторые из них обосновались в Булагтае, Евцэге, Джаргаланте и Хонде. В 1932 году в Прибайкалье случилось разрушительное наводнение, во время которого уровень воды реки Селенги поднялась до 7 метров. Из-за голода, вызванного наводнением многие русские крестьяне и буряты-скотоводы из Бурятии переехали в Монголию. До 1934 года между СССР и Монгольской Народной Республикой государственная граница не была четко определена, поэтому попасть в Монголию из голодающего Советского Союза было несложно.

В 1946 году начались работы по соединению Улан-Батора с Транссибирской магистралью. Официальное название железной дороги – “Дорога дружбы”. Для строительства дороги были привлечены заключенные ГУЛАГ-а из 505-ого стройотряда МВД СССР*. Руководил работами генерал-майор Федор Гвоздевский*. 40 тысяч заключенных работали в течениитрех лет. По некоторым данным на строительстве “Дороги Дружбы” работали всего 80 тысячи заключенных, из них 3 тысяча были действительно власовцами, служившими в армии Власова. Часть заключенных работали на оловянных и вольфрамовых рудниках. Некоторые ремонтировали здания Советского посольства, а также работали на объектах, принадлежащих Советскому Союзу.[5] 

440 заключенных сбежали и пропали без вести. Многие из них скрывались в поселениях русской диаспоры. До 1960 года русские, проживающие в Монголии, не были зарегистрированы, большинство из них не имели гражданства, а некоторые имели документы, подтверждающие их подданство царской России. Поэтому властям трудно было различить среди них настоящих “власовцев”. Так, Герой Советского Союза П.Удомцев прожил в монгольском лесу аж до 1980-х годов.[6] А Герой Советского Союза снайпер Сусаев работал в геологической партии по разведке урана в Цэнхэрмандал сомоне Хэнтийского аймака. Так он, сбежавший в 1948 году вместе с шестью другими заключенными, долго скрывался в горах. Сусаева местные жители называли “рыжебородым”. В 1954 году чекистка по имени Катерина приехала в Монголию как стажерка и закрутила роман с Сусаевым. Не без её помощью знаменитый снайпер был застрелен из засада снайпером НКВД. Другой заключенный по имени Газель, сбежавший из рудника, прятялся до середины 1960-х годов.[7] Строительство железной дороги от Улан-Батора до южной границы Монголии также осуществлялась СУ-505. В 1953 году во время подготовительной работы по началу строительства данной дороги, ГУЖДС НКВД СССР* было распущено в связи со смертью И.Сталина.

Когда в 1941 году Германия напала на СССР, более 5 тысяча лиц без гражданства из русской диаспоры в Монголии были сразу же мобилизованы и отправлены на фронт. По всей вероятности они воевали в штрафных батальонах. Три тысячи из них были убиты, а две тысячи вернулись обратно в Монголию.[8] Однако освещать их героические подвиги в монгольских и советских СМИ не разрешалось. 

Лиц, принадлежавших к русской диаспоре, монголы называли “местными русскими”. А советские граждане их называли “семёновцами”. В советской юридической практике понятие “политически неблагонадежный” действовало с 1920-го по 1956 годы. Оно было направлено на предотвращение любых всевозможных действий против Советского государства. В круг этих “врагов народа” входили аристократы, белые, кулаки и другие, так называемые лица “антисоветского” происхождения. К таким категориям лиц относились и “местные русские” в Монголии. Им не разрешались посещать СССР и иметь советское гражданство. Их детей не принимали в пионеры, комсомол и партию. С 1960-х годов в Монголию в большом количестве стали приежать советские специалисты и рабочие. Их предупреждали, чтобы они не контактировали с “семёновами”, т.е. с русскими, постоянно проживающими в Монголии. Если советский специалист входил в близкий контакт с местными русскими, то его наказывали. 

“Местный русский” Лощенко, который преподавал математику в Монгольском государственном университете, влюбился в советскую специалистку и у них родился ребенок. Так из-за этого женщину с ребенком отправили обратно в Союз без права вернуться в Монголию.[9] 

Как известно, после ХХ Съезда Коммунистической Партии Советского Союза, началась так называемая “хрущевская оттепель”. В это же время В.Молотов был сослан в Монголию в качестве Посла. Это было время, когда начались строить Саяно-Шушинская и Братская ГЭС и в связи с этим была острая нехватка рабочих рук. Посол Молотов разрешил “местным русским”, которые хотели там работать, выезжать в СССР. Таким образом, в 1956 году начался отток “местных русских” в СССР.[10] В поселке Зуунхараа, где до начала 1970-х годов проживали в основном русские, к началу 1990-х годов остались только 10 семей. Когда они, уезжая в Советский Союз предлагали монголам, ведущим кочевой образ жизни, свои дома, .пашни, огороды и сады, то они естественноих не покупали. А покупали их китайцы и через короткий промежуток времени русский поселок Зуунхараа превратился в китайский. 

Только с 1971 года “местным русским” стали выдавать советские паспорта. Так, большинство из них впервые стали гражданами СССР. Общество советских граждан (ОСГ) “местных русских”, ставших советскими гражданами, располагалось в здании рядом с Посольством СССР в Улан-Баторе. Наверное, чтобы было проще контролировать. Но “настоящие” советские граждане в разговоре между собой эту организацию называли “Обществом семеновских головорезов” - ОСГ. 

На самом деле в русской диаспоре в Монголии вообще не было русских, связанных с войсками атамана Семенова и барона Унгерна. Атаман Семенов не воевал в Монголии. Войска Унгерна, Бакича и Кайгородова воевали, но пришедшая в 1921 году Красная Армия, разгромила их и большинство из них были убиты или бежали в Китай и Маньжчурию. Преследование унгерновцев и белогвардейцев продолжалось в Монголии более 20 лет до 1940-х годов. В анкете, которую необходимо было заполнить, был вопрос: “Есть ли родственники или друзья, служившие в войсках гоминдана или Барона Унгерна?”Короче, в Монголии не могли остаться ни одного белогвардейца или их соратников, оставшихся с 1921 года. Отсюда видно, что называть местных русских “семёновцами” забавно и это название носило неофициальный характер. 

Со временем возникло крепкое сообщество ущемленных “местных русских” и оно вместе с такими же ущемленными в правах бурятами и китайцами превратилось в объединение кровно заинтересованных лиц. Широкое распространение получили совместные браки между “местными русскими” и такими же китайцами. И сегодня в Монголии немало потомков “местных русских”, рожденных в таких смешанных семьях. 

В связи с индустриализацией и культурной революцией, с 1950-х годов в Монголии начала ошущаться острая нехватка квалифицированных кадров. Именно поэтому многие “местные русские” поступали в высшие и специальные средние учебные заведения Монголии и получили соответствущие образования. Согласно опросу, проведенному в 1970-х годах, 60 процентов “местных русских” имели высшее или специальное среднее образование.[11] 

Единственным учреждением, которое заботилось о “местных русских” была Православная церковь. В советских архивах оказывается отсутствуют материалы, отчеты или записи в отношении этих дискриминированных русских без гражданства. Более или менее факты о них сохранились только в Православной Церкви, т.к. многие “местные русские” были православными. 

Первый православный храм в Монголии названный Троицкой церковью был создан в 1863 году. С 1893 по 1914 год настоятелем церкви был священник Николай Шастин.[12] Позже его сын Павел Шастин* приехал в Монголию в качестве врачаи много лет проработал. 

В свое время Богдо-хан выделил китайцам и православным русским место для кладбища на северо-востоке Урги, нынешного Улан-Батора. Там до сих пор сохранились старые, полуразрушенные надгробные камни православных русских, умерших в начале двадцатого века. Здесь хоронили местных русских. Как-то “местная русская” забеременела от советского специалиста, но ребенок умер при родах. Его родители, чтобы их не поймали, собирались тайно похоронить мертвого ребенка, но их поймали. Отца ребенка выгнали из Монголии, а ребенка перезахоронили на русском кладбище. Такие “манипуляции”, естественно, делали не монголы, а представители КГБ, находившиеся в Улан-Баторе. Удивительно, но именно здесь Ю.Цеденбал похоронил свою мать Заяат, уроженку монгольской сельской глубинки.[13] 

Отношение к “местным русским”, которые годами подвергались советскому гнетуи дискриминации, со временем смягчилось. Во-первых, “местные русские” 1970-х и 1980-х годов были потомками так называемых “семёновцев” и не были “антисоветчиками”. Во-вторых, они долгие годы подчинялись советской власти, не совершая никаких идеологических ошибок. 

После распада Советского Союза во многих местах возникли русские диаспоры. Поэтому в 2000 году Российская Федерация заявила, что берет под защиту русскую диаспору в любой точке мира. Первая волна отъезда членов русской диаспоры из Монголии началась с разрешения Молотова в 1956 году, вторая последовала после выдачи советских паспортов “местным русским” в 1971 году, а третья волна началась с 1990-х годов. Сегодня в Монголии проживает около тысячи так называемых “местных русских”, Большая часть их проживает в Улан-Баторе. Большинство из них считают себя монголами, а не “местными русскими”. Если в 1970-е годы большинство “местных русских” проживало в Селенгийском аймаке, то согласно опросу 2011 года, только 0.4 % от тысяча жителей этого аймака составляют русские.[14] 

Говорят, что 20-30 миллионов русских проживают за пределами Российской Федерации. Согласно новому закону о защите русской диаспоры основной критерией принадлежности к русской нации является знание русского языка. Значит помимо украинцев, чукчей, белорусов, евреев, татар и казахов “русскими” могут считаться буряты и калмыки, которые являются этническими монголами, если их родным языком является русский. Бурятов, тувинцов и калмыков в Монголий не считали “местными русскими”, хотя они были выходцами СССР.



* Брүбэйкэр, Рожэрс (1956-) Американский социолог

* Даревская, Елена (1919-2010) Советский, российский историк-монголовед

* ГУЖДС (Главное управление железнодорожного строительства) НКВД СССР.

*Гвоздевский, Федор.(1901-1962) инженер путей сообщения, генерал, трехкратная Сталинская премия

* Шастин, Павел (1872-1953) Советский медик, работал в Монголии налаживать здравоохранение (1923-1937).


[1] БНМАУ 50 жилд (статистикийн эмхтгэл) (Улаанбаатар 1971) х-31 [“Ethnic groups in Mongolia” of the Statistical collection “50th anniversary of the Mongolian People's Republic”] р-31

[2]Brubaker, RogersEthnicity without groups (Harvard University Press 2004).

[3] Mikhalev, Alexey Russians as a Minority in Socialist Mongolia: Social Exclusion and Identity(Buryat State University, Department of Oriental Studies, Ulan-Ude, Russia)

[4] Даревская, Е.М. Сибирь и Монголия: очерки русско-монгольских связей в конце XIX-начале XX веков (Издательство Иркутского Университета.,1994)

[5] Сагдиев, Тимур.ГУЛАГ в Монголии: как эксплуатировали русских зэков в «дружественной стране». (Russian7.ru. Русская семёрка 2019).

[6] Местнорусские, кто это? Хранители русских традиций(www.ulanbator.ru.)

[7] Сагдиев, Тимур.ГУЛАГ в Монголии: как эксплуатировали русских зэков в «дружественной стране». (Russian7.ru. Русская семёрка 2019).

[8]www.zabvo.su/showthread.php?199

[9]Батбаяр.Д. Миний багш Лощенко (“Умард хөрш” сэтгүүл 2008) [Batbayar.D. My Professor Loshchenko]

[10]Сундуева Д.Б. Русские старожилы забайкалья в культурном пространстве монголии: историографический аспект ( Вестник ЗабГУ №10 (89) 2012) с-98-103.

[11] Цецегма, Т. 2009. Демографическая характеристика русской общины, г. Улан-Батора (Под ред. Г. Солонго. Русские в Монголии Улан-Батор: Мөнхийн үсэг).

[12] pravoslavie.mn/istorprav.html?did=80

[13]Дамбасурэн, Н. Цэдэнбал ба түүний нөхөд (Цэдэнбалын комиссар байсан хүний дурсамж, 4 дэвтэр, хэвлэгдээгүй. 19 95) [Dambasuren, N. Tsedenbal and his friends]

[14] Наумов, Александр.Русский след в Монголии. (Ricolor.org. Россия в красках. 2019)